О круглом столе
В условиях формирования новой системы высшего образования в России и вызовах, стоящих перед экономикой страны, продолжают подниматься вопросы о роли университетов в подготовке высококачественных кадров для рынка труда. Особое внимание уделяется кадровом возможностям учебных заведений.
Работа в системе образования стала считаться обществом более престижной нежели 10 лет назад. В вузы стали приходить преподаватели-практики и выросла доля молодых исследователей. Однако не у многих получается задержаться на преподавательских должностях в вузах, уходя через полгода или год работы. В последние годы активно стали формироваться группы преподавателей, которые совмещают вуз с основной (не научно-педагогической) работой.
Сегодня студенты не готовы рассматривать преподавателя как единственного авторитета в вопросах получения знаний и материала, приходится бороться за внимание аудитории с телефонами и другими электронными устройствами. Преподавателям приходится постоянно доказывать свой статус не только руководству, но и студентам, а также конкурировать с искусственным интеллектом и интернетом за достоверность информации.
Особенности работы в аудитории дополняются требованиями к научной, учебно-методической и другим видам деятельности. Современный преподаватель в университете совмещает в себе несколько ролей, каждую из которых он должен исполнять на высоком уровне: лектор-оратор, семинарист, научный руководитель, консультант, методолог, исследователь-писать и другие. На сколько эффективна система смешивания ролей? Неужели закрепление определённого вида работ за преподавателем не повысит качество выполняемой им работы? И на сколько возможно такое разделение научно-педагогического труда?
И это лишь одна из групп вопросов, которые не имеют однозначного ответа. Особенности внутренней системы университета, отличные от устройств коммерческих компаний и государственных организаций, формируют свои вопросы. От «кто может быть преподавателем?» до «какова роль преподавателя при подготовке кадров для экономики?»